Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Всех нас объединяет одно – мы потребители. Потребителями мы становимся с рождения и остаемся ими до своего последнего вздоха. Каждый день мы вступаем в различные правоотношения – приобретаем продукты, предметы обихода, заказываем услуги и т.п. Мы питаемся, одеваемся, пользуемся транспортом, услугами связи и т.д. Качество товаров и услуг не только выступает ключевым фактором нашего удовлетворения жизнью, но и гарантией нашего здоровья и безопасности. Большое внимание для жителей нашего округа имеет то, насколько защищенными они чувствуют себя. Степень такой защищенности общества определяется уровнем правовой культуры граждан в вопросах защиты прав потребителей.

Потребителю, как слабой стороне в отношениях с его контрагентом, Законом о защите прав потребителей предоставлено право в некоторых трудных для него ситуациях «передумать» – обменять не подошедший ему приобретенный товар надлежащего качества на другой, более подходящий, или вернуть этот товар продавцу и получить уплаченные за него деньги, или отказаться от исполнения договора о выполнении работ или оказании услуг до его завершения. Однако это важное право обусловлено существенными ограничениями, о которых потребитель должен знать.

Вопреки распространенному мнению о праве потребителя во всех случаях возвратить любой качественный, но не понравившийся ему товар и получить за него деньги, пункт 1 статьи 25 Закона дает потребителю лишь право обменять (не возвратить!) непродовольственный товар надлежащего качества, не входящий в перечень товаров, не подлежащих такому обмену, на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации. И только в том случае, если подходящего товара у продавца не окажется, у потребителя возникает право, вернув товар, в течение трех дней со дня возврата получить за него уплаченные деньги. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые возникли при обмене или возврате товаров надлежащего качества.

1. По совету знакомых приобрел в аптеке дорогое лекарство. Но врач рекомендовал принимать другое, которое стоит дешевле. Попросил в той же аптеке поменять лекарство, упаковка не вскрыта, чек сохранился, но мне отказали. Законно ли это?

- Да, отказали законно. Лекарственные препараты включены в Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату, и поэтому обмену не подлежат.

2. Мама купила для ремонта моей квартиры линолеум, но он мне не понравился. Могу ли я вернуть его в магазин?

- Нет, не можете. Линолеум надлежащего качества входит в Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену, поскольку является товаром, отпускаемым по метражу.

3. Приобрел в магазине набор запасных частей для автомобиля. Не пользовался. Товарный вид сохранен. Но в другом магазине такой же набор продавался по более низкой цене. Написал заявление в первый магазин с требованием вернуть деньги, так как меня не устроила цена купленных там запчастей. Мне отказали. Законно ли это?

- Не устроившая потребителя цена не входит в число оснований для обмена товара надлежащего качества на аналогичный. Прямое требование вернуть деньги за товар надлежащего качества вообще Законом не предусмотрено, это возможно, только если подходящий вам для обмена товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу. В силу статьи 25 Закона право на обмен возникает, только если приобретенный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации. Как видим, неподходящей цены здесь нет. Поэтому действия сотрудников магазина законны.

4. Купили диван. Когда привезли домой, оказалось, что он на несколько сантиметров не вписывается в то место, куда мы хотели его поставить. В магазине подходящих диванов не оказалось. Написали заявление о возврате уплаченной за диван денежной суммы. Нам отказали, сославшись, что диван входит в Перечень невозвратных товаров. Прав ли магазин?

- Нет, не прав. В Перечне непродовольственных товаров, не подлежащих возврату, действительно есть группа товаров «Мебель бытовая». Однако здесь идет речь о мебели, продаваемой в наборе, а не по отдельности. Таким образом, потребитель, который приобрел единичный предмет мебели, имеет право на его обмен, а в отсутствие аналогичного товара – на его возврат продавцу.

5. Купила бабушке телефон, но оказалось, что текст на телефоне для бабушки слишком мелкий. На следующий день обратилась в магазин и попросила обменять товар, даже согласилась доплатить за другой, но мне отказали. Они правы?

- Да. Телефоны входят в число технически сложных товаров, на которые не распространяется право потребителя в течение 14 дней после дня покупки обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если первоначально купленный товар не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

В нашей жизни случаются много ситуаций, когда необходима помощь или консультация по вопросам защиты прав потребителей. Сегодня мы остановились лишь на основных правах потребителей. Но, конечно, наша жизнь разнообразна и бывают конкретные случаи, требующие более детального рассмотрения вопроса прав потребителей.

В соответствии со ст. 44 Закона о защите прав потребителей в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей.

В администрации Заводоуковского городского округа консультированием потребителей по вопросам защиты их прав занимается правовой отдел. Консультации можно получить в правовом отделе администрации округа, кабинеты 312, 313, или по телефонам 9–01–99, 9–01–90. Также граждане могут получить информацию по актуальным вопросам защиты прав потребителей через официальный сайт Заводоуковского городского округа в разделе «Экономика и финансы/ Потребительский рынок/Информация для потребителей».


 


Создано: 27.11.2019
Дата обновления: 27.11.2019
Источник: Администрация Заводоуковского городского округа